Градусник эмоций

Чувства и эмоции даны человеку для контроля своих действий.
Ровные хорошие чувства указывают на правильность выбранного пути. Плохие - сигнал к осмыслению и изменению поведения.
полное видео: 

Контейнер

Смотреть
Слушать
Читать

Михаил Величко

Градусник эмоций

Видео http://poznavatelnoe.tv/velichko_emo_gradusnik

 

Часть из "Разговоры о жизни 4"

Видео http://poznavatelnoe.tv/velichko_razgovor_04

 

Михаил Величко – кандидат экономических наук.

 

Михаил Величко: Человек, достигший человечного типа строя психики, он оказывается эмоционально самодостаточным во всех обстоятельствах жизни. И это приводит к вопросу о месте и роли эмоций в психике человека.

 

Вот, давайте смотреть. Человек решает некие управленческие задачи. Его сознание обладает в обыденном состоянии, в неизменённом, весьма ограниченным быстродействием: пятнадцать бит в секунду, семь-девять объектов одновременно. А мир-то описывается, куда большим количеством параметров, чем семь-девять. И в тех процессах управления, в которых участвует человек, эти же параметры тоже как-то изменяются. Так куда и как девается вся эта информация? И роль эмоций в психике человека позволяет понять такая инженерная аналогия. Представьте, что мы конструируем некую систему. Оператор должен сидеть за пультом, и контролировать течение неких процессов. Поскольку оператор один, возможности его сознания ограничены, то мы можем отображать на пульте, на циферблатах приборов, либо на дисплее ограниченное количество параметров. И в этом случае мы тогда наиболее важные параметры заводим на эти приборы, или на интерфейс, который отображается на дисплее.

 

А остальные параметры куда деть? Если всё течёт нормально, оператору не обязательно их и знать. А вот если что-то течёт не нормально, то тогда мы должны отобразить их, либо на дополнительных циферблатах, либо подать на дисплей и привлечь внимание оператора. И соответственно, на пульте у нас появляется лампочка, которая горит зелёным цветом, когда всё идёт нормально. Если что-то идёт ненормально, лампочка начинает гореть красным цветом, и может быть, даётся звуковой сигнал, чтобы привлечь внимание операторов. Если лампочка загорелась красным цветом, то оператор обращается к системе, и получает на дисплей отображение тех параметров, которые вызвали красное горение лампочки. И предпринимает какие-то управленческие усилия для того, чтобы привести систему к такому режиму, когда контрольные параметры отображаются на дисплее, а лампочка горит зелёным цветом.

 

Возможен ещё один вариант. Сигнальная лампочка горит так ярко, будто это осветительный прибор. Вот, функционально эмоции в психике человека, это аналог такой зелёной лампочки. То есть, если всё идёт хорошо, то эмоции должны быть хорошими. Если эмоции зашкаливают, это значит, что какие-то сбои в энергетике, и вот эта зелёная лампочка начинает работать не в режиме сигнализатора, а в режиме осветительного прибора, то есть, всё не нормально. А если на душе кошки скребут, эмоции никакие, то это значит, что в бессознательные уровни психики поступила какая-то информация, которая говорит о том, что чего-то как-то не так.

 

И вот это обстоятельство приводит к вопросу о том, что такое наилучший эмоционально-смысловой строй. Для человека, который живёт вне религиозности, и стоит на атеистических позициях, этот вопрос беспредметен. Есть такой анекдот. Сидит Карабас-Барабас у камина. В камине догорает Буратино. В кастрюлечке варится супчик их черепахи Тортиллы. Пудель лает на цепи за дверью. Изнасилованная Мальвина лежит в постели. И Карабас-Барабас с умилением: "Ну, это просто сказка какая-то. Об этом можно только мечтать". У него эмоции хорошие. А осмысленность, на фоне которых имеют место эти эмоции - это зло.

 

И соответственно, возникает вопрос о том, как определить взаимное соответствие осмысленности, эмоций, по отношению к разграниченности объективных добра и зла. В религиозном миропонимании ответ на этот вопрос простой. Что мысль о том, что Всевышний не ошибается, и что всё, что происходит, происходит в жизни наилучшим образом, возможным образом. Если говорить об обществе, то с оговоркой, при тех нравственности и этике, которые свойственны людям, она должна вызывать у человека предельно светлые эмоции без зашкаливания.

 

И главный вопрос в психологической практике любой, это научиться вызывать светлые эмоции на фоне мысли о том, что Всевышний не ошибается. Сделать это не очень легко, потому что, когда человек пребывает при Я-центричном мировосприятии, миропонимании, то есть, обременённый кучей проблем, а в ряде случаев и неприятностей, эмоции могут быть чёрными, либо депресняк, то есть, полное отсутствие эмоций. Мысль о том, что Всевышний не ошибается, тем не менее, должна вызывать положительные эмоции. Можно поймать вот этот строй на какие-то доли секунды или секунды, так вот, произвольно, даже в тяжёлых ситуациях. Но, после того, как вы поймали его первый раз, вы можете научиться поддерживать его всё время. В том числе и во взаимодействии с житейскими ситуациями, и очень сложными, подчас трагическими житейскими ситуациями. Но, тем не менее, это надо научиться сделать. Если это достигается, то при этом достигается и целый букет сопутствующих явлений. Почему? Потому что, когда человек пребывает при таком эмоционально-смысловом строе, его психика правильно обрабатывает весь поток информации, с которой он имеет дело.

 

Если психика правильно обрабатывает эту информацию, то она совершает меньшее количество ошибок в её обработке. И в результате совершения меньшего количества ошибок, устраняются последствия прошлых ошибок, а новые ошибки, в силу того, что не совершаются, не влекут за собой негативных последствий в будущем. И поэтому, жизнь становится с течением времени, как бы сама собой лучше, то есть, не возникает непредвиденных неприятностей. То, что может стать потенциально неприятным, становится уже не бедствиями, а угрозами бедствий: трудностями, к преодолению которых человек оказывается заблаговременно готов. Потому что, выясняется, что в ряде случаев, необходимая для преодоления этих трудностей информация была заложена в его психику ещё в детстве, с упреждением на десятки лет. Но только в правильном эмоционально-смысловом строе человек в состоянии воспользоваться этой информацией. Если эмоционально-смысловой строй неправильный, то тогда, мужик задним умом крепок. После того, как наломал дров, он может вспомнить, что да, было такое, и оно в принципе, позволяло не ломать эти дрова.

 

Артём Войтенков: То есть, вы считаете, что, если человек делает какое-то дело, и у него хорошие эмоции, хорошее настроение, он чувствует, что ему это не противно, ему это интересно - это показатель того, что он делает правильное дело.

 

Михаил Величко: Нет, это ещё не значит, что он делает правильное дело, потому что, в этом анекдоте Карабас-Барабас имел…

 

Вопрос: А как тогда понять?

 

Михаил Величко: А как понять? Вот эта вот фраза, что Всевышний не ошибается, и ей должны соответствовать положительные эмоции, - это камертон настройки психики организма.

 

Ведь как получается? Вы снимаете гитару со стенки, а гитара на стене висела, допустим, три-четыре месяца, там менялась влажность, менялось ещё чего-то. Вы начинаете играть, а гитара не строит. Вы нажимаете на правильные лады, а со струн сходит не та музыка, которую вы хотели, а какая-то какофония. Что надо делать? Надо взять гитару, и настроить её как надо. После этого вы можете воспроизводить ту музыку, какую хотите. Но ведь процесс настройки гитары, это не музыка? Это не музыка. Это процесс настройки гитары, подготовки к музыке. Но он необходим. И с психикой человека дело обстоит точно так же. Мы позволяем себе проснуться, и в том настроении, которое как-то сложилось, и почему-то, начать чего-то делать. А реальность такова, что проснувшись, мы должны обеспечить правильный эмоционально-смысловой строй. Когда мы его обеспечили, только после этого, мы можем что-то начать делать. Если мы видим, обнаруживаем, ловим себя на том, что эмоционально-смысловой строй сбился, то его надо восстановить. Поэтому, в мусульманской традиции мусульманам предписана пятикратная на день молитва, потому что, сама по себе молитва, это инструмент восстановления нормального смыслового строя для человека. Не говоря уж о том, что, хотя многие этого не знают, и не понимают, но, порядок телодвижений в мусульманском молитвенном ритуале, это тоже процедуры настройки организма, приведение его в правильное состояние.

 

Вопрос: А кто не мусульманин?

 

Михаил Величко: Кто не мусульманин, должны решать те же задачи какими-то другими образами. А у них это решается на основе автоматического воспроизведения ритуала, при условии, что человек не поклоняется молитвенному коврику, а вступает в молитвенное общение с Богом.

 

Вопрос: А может быть, изначально замысел такой был, когда в Коране говорилось о пяти молитвах. Но не имелось в виду, что они так это всё реализуют.

 

Михаил Величко: Вообще, реальность такова, что реальный ислам, он весьма далёк от того, что нёс людям Мухаммед, и это проблема их. Но проблема всего человечества, это переход к культуре, в которой человечный тип строя психики достигается к юности, и все живут при нём всю дальнейшую жизнь. А дальше получается так, что если вы живёте и камертон правильный (Всевышний не ошибается), и этому соответствуют правильные эмоции, то, если что-то не так, то, это встаёт, либо на уровне сознания явно, либо появляются эмоции. То есть, на фоне того, что эмоции хорошие, вдруг на душе начинают скрести кошки, как говорится. Вот тогда надо прервать деятельность, вернуться к нормальному эмоционально-смысловому строю, и вопросить глубины собственной психики: "А почему кошки скребут? Что такое? Что делать?" Ответ обычно возникает. Если этот момент пропустить, то потом выяснится, что скребение кошек на душе - это было проявлением предпосылок (причём, я подчёркиваю предпосылок), каким-то неприятностям, которые совершились потом. То есть, на момент, когда кошки начали скрести на душе, можно было неприятность предотвратить, в ряде случаев, просто мыслью: "Да не будет так". Либо какими-то другими действиями.

 

Набор текста: Наталья Малыгина

Редакция: Наталья Ризаева

http://poznavatelnoe.tv - образовательное интернет-телевидение

Скачать
Видео:
Видео MP4 1280x720 (173 мб)
Видео MP4 640x360 (64 мб)
Видео MP4 320х180 (38 мб)

Звук:
Звук 32kbps M4A (AAC) (4 мб)
Звук 32kbps MP3 (4 мб)
Звук 64kbps MP3 (7 мб)
Звук 96kbps M4A (AAC) (11 мб)

Текст:
EPUB (367.01 КБ)
FB2 (500.81 КБ)
RTF (81.69 КБ)