Подписка на RSS - Олег Соколов

Олег Соколов


портрет: 

Краткая история пехоты

Краткая история пехоты. Пехотинцы разных времён - от рыцарей до солдат второй мировой войны.
Историческая реконструкция солдат разных эпох. Показ доспехов, формы, вооружения и амуниции.


Контейнер

Смотреть
Читать

Олег Соколов

Краткая история пехоты

http://poznavatelnoe.tv/sokolov_kratko_istoria_pehota

 

Михаил Кудинов: Это совместный проект общероссийского военно-исторического общественно движения и московского финансово-промышленного университета "Синергия". У нас есть патриотический центр, я его возглавляю. 

 

Зовут меня Кудинов Михаил Владимирович, кандидат исторических наук, возглавляю межрегиональный центр патриотического воспитания университета "Синергия". 

 

Сейчас с особой гордостью я хочу представить нашего первого лектора – это доцент кафедры истории Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук, крупнейший специалист в Европе по войне 1812 года, автор многих книг, вышедших, в том числе и на Западе, и в России. Это человек, которого тогда еще президент Франции Жак Ширак одного из немногих в России наградил Орденом Почетного Легиона. При проведении военно-исторических реконструкций, может быть, слышали, "Бородино" проводится, этот человек во главе французского войска. Он организует и, более того, он все это придумал и является руководителем всех реконструкторов в России. Соколов Олег Валерьевич, прошу.

 

Олег Соколов: Что отличает тех людей, которые занимаются реконструкцией? Это то, что они все сдвинуты на истории и хотят почувствовать, понять как это было. Все доспехи, одежда сделана не театрально – это та одежда, в которой можно находиться на биваке, доспехи, в которых можно сражаться. То есть, это реальное совершенно повторение, копии того, что было тогда. Мы не пользуемся предметами того времени, потому что это было бы во-первых безумно дорого, во-вторых это было бы глупо – терять эти предметы и портить. У нас был спонсор, у нашего движения – очень богатый человек и очень богатый коллекционер. И перед битвой при Аустерлице, я при битве при Аустерлице руководил французскими войсками, он мне решил сделать такой маленький подарок - он привез две сабли. Одна из этих сабель принадлежала маршалу Сульту, другая принадлежала брату Наполеона Жозефу Бонапарту. 

 

Он сказал: "Выбирайте, вы можете одеть любую из этих сабель". 

Поскольку он был так любезен, я взял саблю Жозефа Бонапарта, которая стоит тысяч 200 евро, я ее одел на бок, сел на коня, поскакал. Я три часа командовал подготовительными манёврами и когда соскочил с коня: у неё всё отлетело, вся гарда отлетела. Она старинная сабля. Я соскочил с коня. Своей подруге отдал эту саблю, сказал: "Отдай, пожалуйста. Виктору Николаевичу, а дай-ка мне мою саблю". Пристегнул свою саблю и поскакал на коне. 

 

Она рассказывает, что когда она ему вручала, она передала секретарю. Секретарь весь побелел – сабля, которая стоит 200 тысяч евро, она развалилась вся. Он отдал. Человек, к счастью, оказался нормальным, он сказал: "Ну, что делать, ну бывает". Поэтому настоящее оружие, настоящие предметы той эпохи мы, естественно, не носим, потому что это было бы абсурдно, это привело бы к их уничтожению, музейных ценностей. Но мы делаем точные абсолютно копии. 

 

Вот у меня висит сабля на боку. Она сделана в Златоусте великолепными мастерами, написано: "генералу Соколову от сибирских гренадеров". Это подарок от моих воинов, которые живут на Урале и которые заказали эту саблю. Она является абсолютно точной копией. Если бы я с этой шпагой появился перед строем русских войск 1812 года, то никто бы не усомнился, что шпага соответствует полностью мундиру. Она сделана точно так, как делалась тогда. 

 

Ну, а сейчас я хочу сделать с вами такой маленький экскурс в историю военного искусства и в историю войн с помощью наших коллег, моих друзей, которые здесь перед вами стоят. Начнем в хронологическом порядке. На примере этих двух замечательных воинов два слова о Средневековье, два слова о том, что такое вообще Средневековье в России и в Европе. 

 

Я хотел бы начать с того, что в Европе сложился такой некий штамп, стереотип, когда рассказывают о Средневековье – фильм "Александр Невский", и вот мужики в рубахах, с дубинами. С той стороны – закованные рыцари в сталь, а с нашей стороны вот такие рубаха-парни, которые дубинами их колотили. На самом деле это абсолютный штамп, ну это штамп был идеологический такой советский. 

 

И мы сейчас чем дальше изучаем, тем больше понимаем, что русские воины по своей сути их доспехи немножко могли выглядеть по-другому. Но суть была одна и та же: это был очень тяжелый доспех. Но, тем не менее, вы увидите, что этот доспех не мешал воину двигаться очень свободно. 

 

Вы видите два доспеха. На Артеме ламеллярный доспех, такой носили в 13-ом веке. В таких доспехах сражались дружинники Александра Невского с тевтонскими рыцарями. У Александра доспех немножко более поздний. Это доспех на Куликовскую битву. Но, в принципе, они очень близки по своему характеру. Это доспехи воинов не первой шеренги. В первой шеренге стояли еще более закованные в латы воины. У них были кольчужные рукавицы, много еще чего добавлялось. Но в любом случае, как вы видите: у них закрытое лицо, у них достаточно мощные шлемы. 

 

Все здесь было рассчитано, прежде всего, на таранный, мощный, конный удар. Это элитные воины, которые сражаются в конном строю: будь то западноевропейские, будь то русские. Интересно, что в одной из немецких летописей, которая рассказывает о ледовом побоище, автор не делает различий между немецкими доспехами и доспехами русскими, потому что для него они абсолютно одинаковы. Он описывает их одними и теми же словами. Они очень близкие. Единственное, что отличалось – где-то форма шлема немного и так далее. Но, в общем и целом они были близки. Они весили много. И только в защитном вооружении воин мог действительно себя реализовать по-настоящему. 

 

Для того, чтобы конные воины стали элитой мира, было сделано два изобретения. Одно изобретение – это шпоры. Дело в том, что без шпор на коне когда вы сидите, в трудной обстановке. Когда у вас щит, копье, вы увешаны оружием стегать коня плеткой невозможно. А коня нужно подгонять в бою. Шпоры этому помогают. 

 

Но более важное изобретение – это стремя. 

Дело в том, что античность не знала стремени. Конники античности, например, Александр Македонский, который скакал перед фронтом своих войск, у них не было стремян. Они все сидели в седле без стремян. Кто из вас на коне вообще ездил когда-нибудь? Без стремян кто ездил? Знаете, что без стремян не просто. Без стремян вы себя чувствуете очень неуверенно в седле. Стремя появляется где-то на рубеже 7-го 8-го веков. Оно пришло от кочевых народов. Они изобрели стремя. 

 

И когда появилось стремя и шпоры, конник приобрел очень большое превосходство над пехотинцем. Поэтому все элитные воины, все те, кто управляли тогда миром, сели на коня. Если у древних германцев или у древних римлян даже большие почести отдавались пешему воину, то, начиная с конца первого тысячелетия воин отборный – это прежде всего, воин, сидящий на коне, со щитом, с копьём. 

 

Появилась манера брать копьё подмышку, садиться на коня достаточно глубоко опустив ноги. Шпоры – это очень важный момент в бою. Как жёсткое для коня мундштучное оголовье металлическое, которое делает больно, если нужно коня остановить, и шпора, чтобы его подогнать. 

 

У меня есть такой знакомый, журналист Невзоров, он всё время пишет, как кавалеристы издеваются над конями. Дело в том, что в бою, когда вы выходите на коне, то, что коню будет немножко больно в какой-то момент – это не важно, А то, что вы можете погибнуть, если конь не пойдёт вперёд или, наоборот, понесёт его. И сколько угодно эпизодов. 

 

Вот маленький эпизод. Мемуары одного из французских офицеров 1807 года. Они поскакали в атаку с одним своим другом, они с ним беседовали, перед атакой выпили. Сначала они одержали победу со своим эскадроном. Но потом их опрокинули русские кавалеристы, погнали. И они поскакали, уходя от казаков, которые преследуют их. И небольшая канава. Один легко через эту канаву перепрыгнул, а у другого конь вот не захотел и всё. 

 

Конь иногда может испугаться, конь он странный товарищ. Он может не бояться выстрела из пушки, а испугаться какой-то ленточки. Вот тут перед канавой. Перед канавой остановился на секунду. Товарищ, который написал мемуары, поскакал, а тот - его проткнули пиками и погиб. У него были шпорики совсем маленькие. 

 

В Средневековье не стеснялись - шпоры здоровенные, со звездами. Потому что в такой момент коню нужно дать шпоры как следует. С другой стороны, конь мог понести. Часто бывало, что у коня что-то переклинило, и он понёс во вражеские ряды. Для этого должно быть мощное мундштучное оголовье. Вот с этим: со шпорами, с мундштучным оголовьем, в таких доспехах воин на коне себя чувствовал уверенно. И постепенно конный воин стал доминировать на поле сражения. И в России так было в Древней Руси, и в Европе. Так что, в этом смысле Русь и Европа очень совпадают. 

 

Чтобы показать, что наши воины достаточно мобильные, и что хорошо обученный закалённый воин может в этом доспехе делать, который весит порядка 20-ти килограмм, я хочу Артёма попросить показать, что нормальный воин может сделать в этом доспехе, если вдруг ему потребуется.

 

Артём: В этом доспехе не только удобно двигаться, гораздо удобнее сражаться, просто делая удары ногой. (делает кувырок)

 

Олег Соколов: Вот видите, когда говорят, что рыцарь, сбитый с коня, не мог двигаться, вы видите, что это, не очень соответствует истине. На этих людях доспех очень тяжелый и, тем не менее, закалённый привычный воин может делать даже кувырок в доспехах. Ещё хочу сказать, что русский доспех славился своей подвижностью. Это так называемый ламеллярный доспех из отдельных пластинок. Этот доспех позволял не только защищать тело воина, но и очень хорошо двигаться. 

 

Вы видите шлемы. Снимите шлем, может быть, кто-нибудь захочет примерить этот шлем. Шлем тоже надёжно защищает, правда, низ у него достаточно облегченный. Вот вы можете померить на себя шлем. 

 

Мечи у нас затупленные, потому что на этих же мечах люди сражаются на бугуртах, турнирах и поэтому мы, естественно, не можем их точить, потому что тогда бы мы нанесли друг другу слишком тяжёлые раны. А так при таких доспехах можно нормально биться на мечах.

 

Артём: Вес одноручного меча не превышает полутора килограмм по турнирным правилам, выпущенным, по-моему, в 2012 году.

 

Олег Соколов: Меч не был тяжелым очень. Им нужно было работать достаточно долго, меч весил не намного тяжелее шпаги. Ну, естественно, под доспех одевался поддоспешник специальный. Мы ещё об этом поговорим, когда будем говорить о западноевропейском рыцаре. Ну, ладно, дамы и господа, прошу шлемы и мечи отдать нашим доблестным воинам обратно.

 

Артём Войтенков: Ламеллярный доспех очень сложен в изготовлении, трудоёмок. Оснастить большую армию – это очень большие деньги.

 

Олег Соколов: Разумеется, большая армия не была снабжена таким. Армия была небольшая. Речь идёт о дружине. Это доспехи, которые носили дружинники, богатые воины - именно они решали участь боя. Ополчение играло второстепенную роль в боях. Прежде всего – это конная дружина. И мы сейчас знаем, что на Куликовском поле возможно русских воинов было не больше двенадцати-четырнадцати тысяч человек. Подавляющее большинство – это были конные элитные дружинники. Пешее ополчение играло очень малую роль. 

 

Спасибо, господа российские воины, можете присесть. Теперь попрошу доблестного французского рыцаря выйти сюда и показать нам. Вы меч можете убрать, вам пока меч не нужен. Перед вами французский рыцарь второй половины четырнадцатого века, где-то 1380-1410 год, когда французские войска успешно под руководством короля Карла Пятого и Бертрана дю Геклена изгоняли англичан из пределов Франции. И в этом же доспехе и польские, и немецкие рыцари примерно в таком же доспехе сражались под Грюнвальдом в 1410 году. То есть, это европейский доспех. Я сказал, что это французский рыцарь, но, в принципе, это мог быть также и немецкий и итальянский рыцарь. Кираса у него изготовлена в Милане. Я имею в виду, не сейчас, а тогда. Это кираса миланская, потому что тогда больше всего делали в Милане кирас. 

 

А шлем, который у него на голове, немцы называли хандсгугель – это собачья голова, потому что такой заостренный вид. Он достаточно обтекаемый, удобно закрывает, а французское название – это "бассинет". У нас употребляется русский термин либо бассинет, либо бацинет. Действительно шлем с такой своеобразной головой, здесь у него видите, отверстия с этой стороны (справа). Почему с этой? Потому что в момент копейного удара чаще удар приходится по этой стороне (слева). Чтобы надежнее защитить лицо, забрало таким вот образом. 

 

Видите, забрало открывается достаточно удобно и рыцарь может дышать свободно, с опущенным забралом очень сложно дышать. Обзор не такой, конечно хороший и дышать сложно. Но забрало опускали именно перед моментом конного мощного удара. Вы видите, что кроме доспеха кольчуга закрывает все места соединений для того, чтобы быть надежно защищенным. Вы скажете – а вот здесь у рыцаря очень плохо защищено (бедро)- так он сидит на коне. Все что мы сейчас видим – это доспехи конных воинов, а у седла здесь здоровенная лука, которая полностью всю эту часть защищает. Поэтому и ноги здесь тоже не надо защищать, они защищены конём, а он сидит на коне. Соответственно, эта вся часть прилегает к коню, а здесь мощная такая защита седла. Но, как вы уже убедились, человек даже выбитый из коня в таком доспехе мог встать и продолжать бой. 

 

Некто маршал Франции Басико, знаменитый рыцарь средневековья, он хотел стать очень мощным воином, конец 14-го века. Он не высокого роста, но ему хотелось быть сильным воином. И он каждое утро в этом доспехе совершал пробежку примерно восемь километров (по нашим меркам) – два лье. Восемь километров пробежка в полном доспехе, потом вскакивал на коня с земли. Он так натренировался, что, не ставя ногу в шпору, вскакивал с земли на коня. И одно из его упражнений – это было подниматься на одних руках по штурмовой лестнице снизу на крепостную стену. Такие упражнения. Этот человек в доспехе чувствовал себя как дома. 

 

Поэтому, все вот эти вещи, что он тяжелый неудобный – да, он тяжелый. В мундире наполеоновской эпохи по сравнению с доспехом чувствуешь себя, как в футболке. Но, тем не менее, приученный к этому человек в доспехах мог сражаться, потому что доспехи защищают. Человек без доспеха обречён в бою на холодном оружии. Представляете копьё? Попадание копья. Что такое попадание копья для человека без доспеха? Как муху просто иголочкой проткнёт. Мгновенно сразу пробьет, любой удар мечом, топором. А при таком доспехе человек защищен и он может биться и драться. Именно поэтому позже в это время появляются не мечи, а более такие жестокие орудия типа клевца, например - это на рукояти как клюв. Это чтобы пробивать доспех. Потому что такой доспех мечом например, (меч в одну руку) - он этот доспех может немножко поцарапать, но не пробивает. Поэтому доспех – это то преимущество, которое давало рыцарю, которое делало его властелином тогдашнего мира. 

 

А сейчас прошу воинов – помогите, пожалуйста, доблестному рыцарю. Мы покажем, как он выглядит под доспехом. Дело в том, что доспех, естественно, не одевался на голое тело. И доспех обязательно одевали оруженосцы, потому что рыцарю сложно одному было бы с доспехом. Вообще рыцаря нужно рассматривать как пилота истребительной авиации, у которого целая куча народу ему помогает готовить самолет к вылету и так далее. Так и у рыцаря: у него слуги готовили коня. Конь боевой, на нём он ездил. В походе он ездил на походном коне, а для боя ему подводили специального боевого коня. Слуги его снаряжали, одевали доспех. 

 

Сейчас хочу вам показать важный момент, что под доспехом было у рыцаря. Обратите внимание, это называется либо поддоспешник, либо словом дуплет, то есть это плотная стёганая куртка. На эту стёганую куртку к местам соединения прикрепляется кольчуга. То есть для того, чтобы эти места соединений были закрыты. Эта стёганая куртка даёт дополнительную защиту. Но я вам могу сказать, что, конечно, в жаркую погоду это нечто. Представьте, ватник надеть, а поверх ватника – железо. В общем, тяжеловато. Поэтому рыцари обычно ожирением не страдали, все нормально было. 

 

В таком виде как Басико восемь километров пробежаться, потом немножко на коне поскакать – эти люди были поджарые, закалённые. Поддоспешник защищает, амортизирует удары и к нему же все крепится. Спасибо, поприветствуем доблестного французского рыцаря. 

 

А сейчас сюда приглашаю ландскнехта из отряда Георга фон Фрундсберга 1525 год. Это те, кто, можно сказать, сокрушили могущество рыцарства. Иногда считают, что могущество рыцарства было побеждено огнестрельным оружием. Конечно, огнестрельным оружием оно было подорвано. Но все-таки главное – это не огнестрельное оружие. Главное это появление в Европе дисциплинированной в бою пехоты. Вне боя они были очень недисциплинированны. Пехота швейцарская появилась, а потом их соперники - германские ландскнехты. Один из них, их руководитель, Георг фон Фрундсберг, который в 1525 году со своими ландскнехтами одержал победу в битве при Павии над войском французского короля Франциска. 

 

Вы видите унтер-офицера или как называли их "двойная оплата", опытные уже воины, закалённые. У него хороший доспех. Сейчас он без шлема, в бою он одевал шлем. В данном случае – ландскнехт на походе. И у него сейчас нет главного оружия – это длинная пика. Чем удар ландскнехтов, чем мощь была пехотного строя – это пики, огромный строй пик. Квадратная колона пехоты, которая имела по фронту человек сто, в глубину человек шестьдесят, то есть шесть тысяч, положим, вот таких, закованных в сталь пехотинцев с длинными пиками. И рыцари в конечном итоге не смогли победить. Пехота в Европе с конца пятнадцатого - начала шестнадцатого века становится царицей полей. 

 

Так и была сокрушена мощь феодального государства, потому что феодальный строй держался на мощи конного воина. Конный элитный воин был хозяином не только на поле боя. Рыцарь это не просто человек, который на себя железяки надел и там показывает какие-то трюки. А это, прежде всего, элита того общества. Все, начиная от короля, кончая, говоря современным языком, главами регионов, главами администраций – все это были рыцари, это были воины. В обществе тогда доминировали рыцари. И социальный поворот, глобальное изменение в обществе произвела пехота, когда пехота, выставленная городами, в частности, смогла этим рыцарям противостоять. И вот ландскнехты – это была вторая появившаяся пехота. Первая была швейцарцы, потом ландскнехты, потом испанцы. И потом, в конечном итоге, пехота с длинными пиками распространится по всей Европе. 

 

И вот мы видим сейчас – очень точная реконструкция, 1525 год. Вызвала смех одна из деталей его экипировки своеобразная. Такая была мода, действительно. Ландскнехты, наверное, немножко эпатировали, они же были хулиганы. Это в определённой степени эпатация – девушки, мы все готовы к бою не только с врагом. Это было так, поэтому мы делаем, как было в то время. Но ландскнехта у нас сейчас зовут не Георг. Его зовут Илья, он хороший доблестный воин. Может, что-то вы хотите по поводу доспеха добавить.

 

Илья (Ландскнехт): Так как у меня нет пики, я офицер строя, руковожу ротой пикинёров. Моё оружие – это длинный меч, которым я проламывал строй пик, уводил пики в сторону и прорывал с группой таких же ребят как я, вражеский строй пик. Если оружие уже терялось в плотном строю, в плотной драке, тогда я доставал меч. Это оружие для плотного боя, то есть подрезать врагов, коленки. открытые части тела, когда уже вклинился в плотный строй вражеской пехоты, просто вырезать вражескую пехоту. Первые две шеренги – это закрытые доспехами люди, а дальше уже шли люди просто в обычной одежде, и там уже господствовали такими мечами.. 

 

Олег Соколов: Спасибо. Поблагодарим доблестного ландскнехта. Вы видели – это Средневековье, ренессанс. Прошли годы и всё больше и больше на поле боя сначала строй пехоты с пиками. Постепенно пики отмирают, потому что появляется надёжное огнестрельное оружие. Сначала это тяжёлый фитильный мушкет, а потом появляется очень простое изобретение – кремнёвый замок, который позволял из ружья стрелять достаточно эффективно и достаточно быстро. Кремнёвый замок сам по себе появился ещё в шестнадцатом веке. Но хороший кремнёвый замок, замок Вобана, французского маршала, который сделал несколько изобретений – он изобрёл вот этот вот замок. И он сделал ещё одно изобретение – штыковая трубка. 

 

Я прошу вас, подойдите, господин штабс-капитан и господин егерь и развернитесь фронтом к нашим уважаемым зрителям. Я ещё сейчас буду говорить об этой части. Раз уж начал говорить об этом. Пожалуйста, егерь, покажите замок вашего ружья. Что такое кремнёвый замок? Сейчас вы увидите, как это всё действует. И достаньте штык, примкните, пожалуйста. 

 

Штык со штыковой трубкой - это было простое изобретение. Ведь штык появился точнее, багинет, в семнадцатом веке, но его вставляли в канал ствола, он был с деревянной ручкой, вставляли в канал ствола. А французский инженер, который изобрёл вот этот замок, он изобрёл и штыковую трубку, то есть приспособление, которое позволяет штык надевать на ствол, не теряя возможности стрелять. 

 

Таким образом, ружье превратилось в короткую тяжёлую очень пику и для строя, не защищённого доспехами, потому что в это время в связи с мощью огня доспехи отпадают и у пехоты и у кавалерии практически полностью. Для боя с пехотинцем вражеской стороны это, конечно, мощное оружие. Тем более, что главным оружие того времени стал строй. Но прежде, чем говорить о строе, мы посмотри в действии это ружьё. Отсоедините штык, пожалуйста. 

 

А сейчас мы увидим, как действовало ружьё той эпохи. От того, как оно действует, вы поймёте многое другое. Хочу представить – это шестой егерский полк, один из славных полков русской пехоты, который себя покрыл славой во многих боях, войн наполеоновских. И в 1805 году он сражался под Шенграбеном, где войска Багратиона, шесть тысяч, сражались с тридцатью тысячами французов. Он сражался и под Аустерлицем, он сражался в кампании 1806-1807 года и покрыл себя особой славой в походе 1812 года - он был в корпусе Раевского, знаменитом корпусе, и участвовал во всех сражения, и при Бородине защищал батарею Раевского. 

 

Сейчас я хочу поговорить о тактике той эпохи, и начнём мы с заряжания оружия. Товарищ штабс-капитан, прошу вас, учебное заряжение по команде, с патроном, как всё полагается. Пожалуйста, действуйте.

 

Штабс-капитан (отдаёт команды): На плечо! На караул! На плечо! Заряд! Патрон достать! Патрон всучи!. Полку открой! На полку сыпь! Полку закрой! Заряд в дуло!. В этом месте здесь сейчас подавалась пуля. Мы сейчас не будем заряжать по-настоящему

 

Олег Соколов: Нет, заряжайте, заряжайте, с пулей!

 

Штабс-капитан: Есть! Обороти! Прибей! Шомпол вон! Шомпол убрать! На плечо!

 

Олег Соколов: Слушай мою команду! Итак, девушки, не пугайтесь только: ничего страшного не будет. Тос! Клац! Пали! Спасибо большое, стойте здесь. Вы сейчас увидели облегчённый, естественно, заряд - учебное заряжание ружья. Учебное заряжание, которое длилось достаточно долго. Боевое заряжание делается просто по команде: "Заряжай!" А ещё чаще делалось без команды, когда раздавалась команда "Огонь!" или "Огонь рядами". Солдаты заряжали без команды и вели шквальный огонь, потому что скорость заряжания могла доходить до шести раз в минуту – зарядить и выстрелить, выстрел – десять секунд. Но, это, скажем, только очень опытные унтер-офицеры, и на учебном плацу. Но в бою реальная скорость – два-три выстрела в минуту. 

 

Тем не менее, эти два-три выстрела далеко не всегда давали. Почему? Дело в том, что мы сейчас видели, это происходит заряжание чёрным порохом. Чёрный порох очень быстро загрязняет канал ствола. Через пятьдесят-шестьдесят выстрелов требовалась полная промывка канала ствола. Для этого нужно было разобрать ружьё. Поэтому в бою этого уже нельзя было сделать. Все знали прекрасно, что в бою больше пятидесяти выстрелов он не может дать. Соответственно, старались стрелять только тогда, когда противник близко. 

 

Кроме того, ружьё старались поставить под сорок пять градусов. Под сорок пять градусов вверх поставьте. Вот если вот так палить из этого ружья, пуля пролетела бы километр. Но, если так его поставить, горизонтально, пуля пролетит где-то порядка 350-400 метров. С такого расстояния попасть во что-либо было совершенно невозможно, потому что оно стреляло очень не прицельно. Фактически считалось, что можно во что-то попасть, в человека попасть на расстоянии сто метров, сто пятьдесят шагов. Это не из-за того, что оно стреляло только на сто метров, а из-за того, что реальное попадание можно было на сто-сто пятьдесят метров, ближе невозможно стрелять. Дальше - тактики военного дела той эпохи считали, что совершенно не нужно. 

 

Поэтому, естественно, главное, при такой не меткости и достаточной его прихотливости этого ружья, главным оружием стал залп. Залп в батальоны. Представьте себе батальон, в котором шестьсот человек построены в три шеренги, очень плотно сомкнуты, вот так вот... "Заряд!" И все подтянуты, все стреляют сразу. И так стоит двести человек по фронту, за нами ещё двести, за ними ещё двести, это очень длинная линия. И здесь по одной общей команде раздаётся команда: "На плечо! Тос! Клац!" Ну и дальше вся линия палит... Раздавался залп. Вот этот залп – было главное оружие, мощь строя пехоты в эпоху наполеоновских войн. Ещё раз подчёркиваю: отдельная стрельба не имела большого значения, главное – мощные залпы пехоты. 

 

Но всё-таки, даже не это самое главное было оружие. А самое главное оружие в то время стал строй – плотно сомкнутый строй. Поэтому, чтобы сохранить равнение, потому что в конечном итоге победит тот, кто дойдёт до неприятеля более сомкнуто, тот, кто подойдёт более решительно... Как сказал один из выдающихся полководцев восемнадцатого века: "Я много чудес слышал в жизни, только не слышал одного: звука скрещивающихся штыков". Что это значит? Это значит, что до штыкового боя редко доходило. Потому что когда строй уже шёл, кто-то - противник, он не выдерживал. Он паниковать начинал, и тогда уже со штыками врывались уже в почти что опрокинутый строй. Поэтому самое главное, что командиры того времени считали – это двигаться сомкнуто, держа равнение. 

 

Я хочу вам показать, как тогда двигались на поле боя. 

- Тихим шагом, левой, марш! Ать-два, раз-два, раз-два. Слушай, стой! 

 

Да, вот так вот шёл строй. Потому что если пойти быстрее, со скоростью 120 шагов, как сейчас шагает в парадах российская армия, то строй такой огромный... Ведь им нужно было идти не по Красной Площади, понимаете, где сто двадцать раз отрепетировали каждое движение. А нужно идти по полю сражения, заваленному трупами, разбитыми лафетами, где всё дымится, где летят пули, где попадают ядра, где крики, кровь, и нужно идти сомкнутым строем! Поэтому, когда попадало ядро, улетало несколько убитых, раздавалась команда: "Сомкнуть ряды!" Ни в коем случае нельзя было прийти к противнику развороченными рядами. А если кто-то наклонял голову: "Выше голову!". 

 

Поднять голову, не наклонять голову под пулями! Почему? Вот сейчас я наклоню голову, а дальше я сделаю шаг в сторону, а дальше я свалю просто. Нет, строй должен прийти к врагу сомкнутой массой. Он должен прийти так, чтобы врагу было страшно! Вы скажете: так потери будут? Да, будут! Пули будут попадать. Но мы дойдём до них! А уж когда мы дойдём, вот тогда и заплатят за всё, и за те наши потери, которые они нам нанесли. 

 

Поэтому считалось особым понтом (на современном языке), чтобы дойти, не стреляя, пуля чтобы была в ружье. Знаете, как страшно для врага знать, что вы идёте, он знает, что вы в него ещё не стреляли? Что пуля у вас там, что вы выстрелите в последнюю секунду прямо в упор, а потом дальше штыками. Вот этот вот удар мощный, вот что стало основой тактики армии наполеоновской эпохи. И в этом русская армия была профи, мастер, потому что русский солдат с его стойкостью, с его отвагой, с его желанием взять неприятеля в штыки, он был в этом смысле очень силён. Но, я вас, может быть, удивлю, французские солдаты считали себя тоже самыми большими в этом профи. И когда русские и французские сходились, как сказал Багратион: "Люблю драться с французами! Вот дерётся по-настоящему, вот это враги!" Русские и французы сходились в штыки, бывало такое. 

 

Остальные не выдерживали русской атаки, и не выдерживали французской атаки. А русские и французы выдерживали, сходились. И конечно, для русской армии слава, победа её велика, потому что она победила лучшую армию того мира. А я об этой армии кое-что знаю, потому что я являюсь автором вот такой книги. Она переведена на французский, на польский языки. Такая толстая большая книжка об армии Наполеона. И много других книг написал о войнах той эпохи: 1805-го года, 1806-го, о русско-французских политических взаимоотношениях... 

 

Так вот русские и французские войска действительно были великолепными войсками, доблестными соперниками. И что мне нравится в той эпохе – это то, что сейчас, наверное, немножко исчезло. Это отношение той эпохи между враждующими сторонами. Я вам хочу привести пример: вот попал русский офицер в плен к французам, а французский – к русским. Что будет с русским офицером, если он попал в плен к французу? Если он попал в кампании 1806-1806 года. Он прибыл во Францию, ему назначили город Леон для жительства. Он прибывает в городе Леон, подписывает в мэрии, что "я никуда не убегаю". С этого момента он ходит с оружием по городу и получает жалование французского офицера и живёт. 

 

Французского офицера в Саратов пригнали, дальше идёт так: "Вы офицер?" - "Да, я офицер". Так, двое пленных ещё должны подтвердить, что вы офицер, потому что мало ли кто себя назовёт офицером. Так, двое подтверждают, дают слово чести, что он офицер. Всё, ему шпагу, подписочку о том, что "слово чести, что я никуда не собираюсь убегать" - и всё, с этого момента он жил спокойно, снимал какую-то комнату в Саратове, и все помещики местные его приглашали на балы. Французский офицер – это же вообще круто! 

 

Понимаете, всё-таки, то, что нас в этой эпохе привлекает – это понятие о чести, уважение друг к другу. Одно дело – драться на поле боя; дрались по полной, кровища текла по полной. Но когда человек уже сдался в плен, даже раненого уже не трогали – считалось, что раненый человек – это уже всё. Можете посмотреть, знаменитая картина Петера Хесса "Бородинское сражение". На переднем плане генерал Багратион раненый, ему там оказывают помощь, стоят русские каре, атакуют русские кирасиры. И на переднем плане сидят несколько французов. Они ранены, они сидят, на них никто не обращает внимание, они уже не бойцы. Ранены – всё. 

 

Русские и французские врачи оперировали раненых и своей, и чужой армии. Раненный приходит на перевязочный пункт, вне зависимости от того, из какой армии, его оперировали. Доктор Лорель знаменитый французский герой, у него был принцип: оперировать тех, кто ранен тяжелее в первую очередь. Понимаете, это, конечно, вызывает у нас гордость и за своих предков в ту эпоху, и уважение к противникам нашей армии, с которой мы сражались. Конечно, это эпоха, о которой интересно рассказывать, потому что есть о чём рассказать. Есть примеры доблести, чести и отваги. И вот эта тактика на поле боя, которая производит впечатление своим воинственным величием. 

 

А теперь, может быть, господин штабс-капитан, кавалер группы реконструкции 6-й Егерский в том числе добавит от себя.

 

Штабс-капитан: Благодарю. Можно сказать, что это время в России характерно ещё следующим. Единственный раз в России в течение примерно пары десятков лет в моде была дуэль. То, что во всей Европе периодически вспыхивало, гасло, но, тем не менее, существовало на протяжении нескольких веков, в России было не принято. Дуэльный бой, дуэль в принципе между двумя лицами, гражданскими особенно - существовала, но было с точки зрения общественной морали не правильно. И тут был такой всплеск дуэлей в течение примерно 20-30 лет. После гибели Пушкина уже практически-то дуэлей и нет. 

 

В России понятие дуэли в большинстве случаев чуждое, именно поэтому нет трактатов по фехтованию российских, поэтому в принципе фехтование как таковое в России появляется только в 19 веке, хотя и то дуэли в основном на пистолетах. Не мастерство решает, а главное в дуэли – выйти, прямо встать, посмотреть противнику в глаза и выдержать эту минуту. Победишь ты, проиграешь – не это важно. Вот такое вот было время. 

 

А до этого, в восемнадцатом веке, я смотрю на офицерские шпаги и понимаю, какие они неудобные, и у меня закрадывается мысль: "А может, специально они неудобные?" Не дело офицера скрещивать шпаги с другим таким же русским человеком православным. Его дело – этой шпагой отсалютовать врагу и повести солдат в бой. Ему даже с этим солдатом сражаться не надо.

 

Олег Соколов: Шпага – офицерской эпохи практически уже не для боя. Она указывает солдатам. Этой шпагой сражаться не очень удобно. Считалось, что вы должны так командовать своими войсками, что вам шпагу уже не надо будет применять. И офицеров не вооружали оружием, чтобы офицер не занимался стрельбой, а командовал своими войсками. Ну что же, я благодарю шестой Егерский, благодарю вас за внимание. Спасибо! 

 

А теперь мы передадим слово нашим друзьям, которые занимаются реконструкцией первой мировой, я так понимаю?

 

Михаил Кудинов: Спасибо большое, Олег Валерьевич. Ребята, сейчас более интенсивно у нас эпохи меняются. Первая мировая – в следующем году - столетие будет начала первой мировой войны, 1914-1918. И дальше – вторая мировая. Я сейчас приглашаю ребят из военно-исторического клуба "Курган", центр военно-исторической реконструкции "Гарнизон-А". Ребята первые в стране сделали такой интерактивный комплекс, куда может любой погрузиться, как в том фильме "Туман" или "Мы из будущего" попробовать себя погрузить в эпоху второй мировой войны, прожить эти три дня. Они это сделали, это пилотный проект России, очень пользуется популярностью. И сейчас ребята и о первой, и о второй мировой войне расскажут. Перед вами сейчас выступает Царёв Андрей.

 

Андрей Царёв: Добрый день! Буквально несколько слов про первую мировую войну, и про бойца, русского солдата. В данном случае, это московский гренадерский полк в походном снаряжении. Это уже 1916-й год, тогда, когда во всю были окопные войны. И в данном случае боец представляет из себя боевую элиту русской армии: тот, кто врывается в окопы, вырезает противника, расчищает пути для того, чтобы остальная пехота доделывала свою боевую задачу. 

 

Как вы видите, основным отличием от обычной пехоты... Вот вы видите, фуражки... Здесь, смотрите – каска. При том, что это каска французского образца, каска Адриана. Русская промышленность не могла тогда делать такую каску, а так покупали у французов, перекрашивали её в зелёный цвет и здесь ставили двуглавого орла – обозначение, что это русский воин. 

 

Под сумкой, где находятся патроны для трёхлинейной винтовки Мосина образца 1891 года, это одна из лучших винтовок. То, что она лучшая, доказывает то, что эта винтовка стояла больше всех на вооружении, и пользовалась популярностью, потому что она крайне надёжная, неприхотливая. 

Вместо фуражки пилотка. Почему? Потому что пилотку было удобно носить: сняли пилотку, одели каску. 

Далее мы видим противогаз. Тогда были впервые применены газы во время войны. Русский противогаз считался одним из лучших противогазов в период первой мировой войны. 

Это сухарная сумка. По названию можно понять, что там находятся сухари, кружки, миска, ложка. 

И вещмешок. Плечевой, причём его система такая, что мог он быть за плечами, как рюкзачок, и мог быть сбоку: сухарная сумка с одной стороны, а вещмешок – с другой. 

И лопатка в кожаном чехле и фляжка. Причём фляжка на затычке. Очень интересный момент. 

Лопатку ему одному очень сложно достать. 

 

Чем интересна реконструкция? Многие вещи отрабатываются на практике. Во время реконструкции видно: удобно, не удобно, и почему. Солдаты когда шли в штыковую атаку, знали что впереди будет противник, с ними придётся врукопашную биться или даже закапываться. Что они делали? Лопату вынимали и вставляли за пояс. И получалось, что её легко вытащить, и здесь защита живота от пули на излёте либо от штыкового удара. И плюс ещё лопата для гренадёров могла использоваться как топор, как оружие. Представьте себе узкий окоп, с винтовкой, а тем более со штыком особо не развернёшься. А это хороший удар, ломает каску, пробивает череп, и боец слёг. 

 

Винтовка Мосина со штыком, это драгунский вариант. Был ещё пехотный вариант, длиннее на семь сантиметров, но практически такая же винтовка. Мощное оружие, можно сравнить со средневековым копьём. Здесь ещё интересно снаряжение крепилось: шинель носилась в скатку, котелок, здесь плащ-палатка и колышки для установки плащ-палатки. Иногда ещё носили здесь запасную пару обуви: сапоги либо ботинки. 

 

Погоны цветные, было понятно, к какому полку принадлежит, жёлтой краской обозначено, какой полк, какое подразделение, чтобы было понятно, в каком полку служил боец. И ещё дополнительный подсумок, здесь тоже хранились патроны. 

 

Вторая мировая война – о ней достаточно много мифов и в том числе миф про униформу. Часто считается, что наша армия была неподготовленная, армия была плохо обмундирована, имела худшее снаряжение, чем немецкая армия. Перед вами боец в повседневной форме одежды: просто ремень, головной убор будёновки, называли ещё "богатырка", потому что форма, как у богатырского шлема. Малиновый цвет обозначает, что это стрелковые войска. 

 

Давайте посмотрим, в каком снаряжении начали войну наши войска. Противогазная сумка изменилась с Первой мировой войны, стала находиться не в металлическом футляре, а в брезентовой сумке. Сумка достаточно удобная, она висит низко, практически подмышкой для того, чтобы не мешала при ходьбе. Здесь есть ещё специальный ремешок, который пристёгивает её плотно к телу. Идея всего снаряжения – что чем плотнее оно сидит на вас, тем удобней вам воевать. 

 

Если вы видели, как средневековый русский воин перекатывался, то в этом снаряжении вы чувствуете себя достаточно удобно, комфортно и можете выполнять разные боевые задачи. В ходе реконструкции мы обратили внимание, что раньше определяющим для формы являлась мода и её функциональность. Как вы думаете, где раньше делали талию? На начало войны, на тридцатые-сороковые годы, талия была вот здесь (вверху). Поэтому всё снаряжение, вся форма, носили ремень очень высоко. Отсюда получалось, что даже при моём не высоком росте, чем выше ремень, тем длиннее ноги, и фигура кажется длинной. Если вспомните изображение красноармейцев на гражданскую войну, у них были шинели длинные-длинные в пол. Визуально смотрятся высокими, на самом деле был средний рост. 

 

Всё у бойца снаряжение должно быть высоко, причём здесь функциональное значение. То, что чем выше снаряжение, тем лучше. Если посмотреть, как наши солдаты воевали в Афганистане, то снаряжение тоже было очень высоко. Позволяло ползать, перемещаться, и патроны находятся близко. Снаряжение достаточно тяжёлое и большое и были сделаны специально помочи, причём помочи брезентовые. У немцев – кожа, у нас – брезентовые. 

 

Как вы думаете, что лучше, брезент или кожа с точки зрения снаряжения? Брезент. Брезент, действительно лучше почему? Потому что он дешевле в производстве, и он легче ремонтировать в случае, если прорвётся или какое-то повреждение. Кожу в полевых условиях ремонтировать практически невозможно.

 

В подсумке находятся патроны для трёхлинейной винтовки Мосина, причём патроны находятся в обойме. Почему в обойме, заряжаются они по пять сразу для скорости заряжения. Итак, шестьдесят патронов находится у него в подсумках, их четыре. Этот маленький подсумок, называли его кошельком. На самом деле. это не кошелёк... Раньше бойцу выдавали патроны не в таком виде, а в разобранном, патроны россыпью. Здесь находится двадцать патронов россыпью. 

 

Бойцу положена фляжка. Она крепилась не так в поясе, а на крючке. Считалось, что это удобно. Но на самом деле это не очень удобно, потому, что крючок мог оторваться, и он постоянно бьёт солдата либо о лопатку, либо о тело. Поэтому уже в 1941 году начали делать фляжки, которые крепятся ближе к поясу. 

 

Далее, лопатка и сухарная сумка. Здесь сухарная сумка расположена сзади на поясе. Её особенность в том, что она тоже прикреплена к поясу, здесь находится котелок, кружка, ложка и сухари на три дня, чай, соль, могла быть крупа, то, что бойцу было необходимо для автономного нахождения в поле. 

 

Здесь гранатная сумка под две гранаты РГД. 

И штык, который находится в кожаном чехле для трёхлинейной винтовки Мосина. 

Всё снаряжение бойца весило тридцать шесть килограмм. При том, что это снаряжение действительно грамотно разработано и сделано, солдат не чувствовал какого-то дискомфорта, и не было такого, что в одном месте перетягивает, где-то обжимает. Боец мог долго идти пешим маршем. 

 

Олег Соколов: Экипировка бойца, обратите внимание, весила тридцать шесть килограмм. Доспехи рыцаря со всем оружием весили тридцать с небольшим килограмм. Рыцарь был даже легче, чем экипировка на вторую мировую войну. В наполеоновскую эпоху вся экипировка тоже порядка тридцати килограмм. Это исторический закон: экипировка всех воинов всех времён весит порядка тридцати килограмм. Почему? Потому что если у вас будет меньше этой экипировки, вы в чём-то проиграете вашему противнику. У противника будет чего-то больше: будет больше оружия, больше защиты и т.д. А если вы оденете больше – вы просто сдохнете, потому что больше уже просто невозможно. Поэтому все эти войны – тридцать-тридцать шесть килограмм. Спасибо.

 

Андрей Царёв: Ещё одно наблюдение. Тогда уже на самом деле вводились войска, были мотострелки, и войска должны были перемещаться не пешим, а на грузовом транспорте. Поэтому солдаты могли себе больше позволить по снаряжению. 

 

Смотрите, это рюкзачок. Его называли альпийский или немецкий рюкзачок, похож на туристический. Удобен тем, что он маленький, но всё, что нужно бойцу, находится там запасным комплектом: бельё, личные вещи, дополнительный боекомплект, еда. Всё, что нужно бойцу на момент ведения боя, в нём находится. Его отличительная черта – дублирующая система с точки зрения поддержания снаряжения. Лямки держат всё снаряжение, если бы их не было, то снаряжение давило бы на пояс. Человек, когда потеет, то очень болезненно - до кровавых мозолей натирает. Поэтому снапряжение поддерживают плечевые лямки брезентовые и плюс рюкзачок тоже на крючках – тоже дополнительное дублирование этого снаряжения. Здесь находится два кармашка, в одном находится ремнабор для чистки и ухода за оружием. А во втором – мыло, полотенце, зубная щётка, зубной порошок, бритвенный станок и помазок. 

 

Здесь – плащ-палатка крепится, здесь – шинель в скатку. Если на Первую мировую войну шинель носилась через плечо, то здесь – в скатку. И здесь (на рюкзаке) боец носил каску, либо на противогазной сумке. 

 

Смотрите, что было придумано. Инженером придумана одна такая штучка. Вот так рюкзачок очень сложно снять. Для того, чтобы его легко было снять, здесь есть специальный крючок, отстегнули – и рюкзачок снимается лёгким движением руки. Боец готов к бою. Во время боя, когда цепь залегала и окапывалась, этот рюкзачок клался перед собой, использовался как прикрытие от пуль и как для удобства стрельбы. 

 

Ещё одна отличительная черта: если брать по обуви, то Первая мировая показала, что сапоги удобные, но тяжёлые, и в жаркий период менее функциональны, чем ботинки. Поэтому были введены в штатном расписании ботинки с обмотками. И оказалось, что ботинки с обмотками гораздо удобнее, чем сапоги, хорошо фиксируют ногу, обмотки закрывают голенище. Если вы в сапоге ногу окунули в воду, то вода заливается. В обмотках вода не попадает, потому что полностью прикрывает голенище ботинок. 

 

На вооружении также стояла винтовка самозарядная Токарева. Её отличие в том, что если в винтовке Мосина находится пять патронов, и она при каждом выстреле... Чтобы выстрелить, перезарядил – выстрелил, всё равно какое-то время на это нужно. В чём особенность этой винтовки, здесь десять патронов, один раз передёрнул, и сделал десять выстрелов подряд. Также эта винтовка была в снайперском варианте. Винтовка очень нравилась немецким солдатам, они охотно брали как трофейную, и использовали как снайперскую. Но эта винтовка была снята с вооружения по причине того, что она была слишком сложная с точки зрения русского солдата для ухода. Это высокотехнологичное оружие. Солдаты забывали её смазывать, и она выходила из строя. 

 

Ещё на вооружении стоял пулемёт Дегтярёва образца 1926-го года, это первый пулемёт ручной, лёгкий, надёжный, с кучей достоинств, его мог обслуживать один человек. У него оказался один большой недостаток: не ленточное питание, а диск. В диске сорок три патрона, это на небольшое количество боя. Отстреляли десять коротких очередей – надо вставлять новый диск. 

 

На мне полевая форма лейтенанта, стрелковая, обозначение стрелковое малиновое. Знаки раньше выносились на петлицу. Кубики для лейтенанта – как две звёздочки. Стрелковая эмблема говорит о том, что стрелковые войска. Когда наши войска столкнулись в 41-м году с массовой гибелью солдат военнослужащих, пришли к выводу, что на поле помимо того, что командир должен выделяться, он должен максимально быть скрыт от противника. Поэтому в августе 41-го года был введён приказ о том, чтобы изменить на зелёный цвет, убрали малиновые звёзды, всё стало зелёным, максимально маскировались. Но так как войска находились в выступлении, и промышленность не могла обеспечить все части новой формы, поэтому зачастую даже в Сталинграде, когда были уже введены погоны, солдаты воевали с зелёными петлицами, это нормальная практика. 

 

Было две каски на вооружение. Фуражка носилась при моём полевом снаряжении полагалась на самом деле не фуражка, а пилотка. У меня именно полевое снаряжение. Видите отличие? Это две помочи, одна поддерживает планшет, где находятся документы, карты секретные, с другой стороны, это кобура под ТТ. Снаряжение достаточно удобное, я себя комфортно чувствую, при том, что в снаряжение офицера лишнего ничего кроме фляжки не полагалось, даже не нужна была винтовка, чтобы воевать. 

 

Как сегодня было замечено: если офицер вступает в бой, стреляет, значит он плохо руководил боем. Это оружие не для войны, а для самозащиты, ну, и, как говорится, последний патрон, чтобы застрелиться. 

 

Здесь – полевой бинокль. Ну и на 1941-й год обязательно положен противогаз. Раньше команды подавались свистком. Дело в том, что из практики даже реконструкций, когда идёт бой, то ничего не слышно дальше себя. Кричи-не кричи, маши-не маши, как правило, бойцы увлекаются боем, и кроме того, что видят впереди себя, ничего вокруг не замечают. Поэтому свисток – один из основных способов подать команду, обратить на себя внимание. 

 

Каска образца 1936-го года, называли её Халхин-гол. С непривычки кажется странная форма у неё. Издалека ещё напоминает немецкую каску. Каска очень хорошая, передовая по тем временам. У неё большой козырёк, который защищает от солнца и при этом не ограничит вас в обзоре. У неё большие уши, как вы думаете, для чего? Дело в том, что когда каска принималась на вооружение, считалось, что массово будет использована кавалерия, отголоски гражданской войны. И это уши для чего - при попадании клинка, шашки клинок уходит в сторону. 

 

Видите гребешок? У него два значения. Первое – это ребро жёсткости, потому что грамотный сабельный удар может проломить эту каску; второе - вентиляция. В чём минус каски? Она достаточно тяжёлая, и эти уши большие – как колокол. Взрыв – и человек получает лёгкую контузию. Поэтому была принята каска образца 1940 года, стальной шлем, здесь он более поджатый. Считалось, что это лучшая каска на начало войны. И есть такая теория, близкая к правде, что американцы переняли эту каску у нас, только что-то видоизменили. Современная каска практически ничем не отличается от этой каски. 

 

Михаил Кудинов: Всё, спасибо ребятам.

 

Набор текста: Елена Залыгина

Редакция: Наталья Ризаева

http://poznavatelnoe.tv - образовательное интернет телевидение

Скачать
Видео:
Видео MP4 1280x720 (937 мб)
Видео MP4 640x360 (440 мб)
Видео MP4 320х180 (235 мб)

Звук:
( мб)
( мб)
Звук 64kbps MP3 (29 мб)
( мб)

Текст:
EPUB (30.4 КБ)
FB2 (87.53 КБ)
RTF (332.9 КБ)