Первый многомоторный богатырь

Первый в мире многомоторный самолёт "Илья Муромец" придумал и построил русский изобретатель Игорь Сикорский.
На "Илье Муромце" было установлено несколько мировых рекордов в авиации.

Контейнер

Смотреть
Читать

Михаил Кудинов 

Первый многомоторный богатырь

Видео http://poznavatelnoe.tv/kudinov_pervy_mnogomotorny_bogatir 

 

Собеседники:

Михаил Кудинов – кандидат исторических наук, руководитель патриотического центра университета "Синергия"

Артём Войтенков -Познавательное ТВ, http://poznavatelnoe.tv/

 

Михаил Кудинов: Игорь Иванович Сикорский – самородок, гений просто инженерного строительства. На тот момент это была новая тема индустрии, инженерной мысли. Если сейчас, мы узнаем, что какой-то парень в двадцать пять лет придумал новый тип космического корабля, и который действительно, ещё и полетел. То есть, это можно сравнить с этим.

 

Артём Войтенков: То есть, Игорь Сикорский придумал, и сделал "Илья Муромец", когда ему было двадцать пять лет?

 

Михаил Кудинов: Да. Сначала это был такой экспериментальный самолёт "Русский витязь". "Илья Муромец" – это военная модернизация. Почему она появилась? Потому что началась Первая Мировая война. Началась история, можно сказать, легенда, когда так говорил Сикорский, можно сказать, что это действительно было так - началась она с комара. При чём здесь комар? Игорь Сикорский в 1911-ом году уже имел нормальный налёт часов на аэропланах, уже конструируя аэроплан на тот момент. Один раз у него произошло лётное происшествие: комар попал в жиклёр карбюратора на двигателе. Двигатель заглох, он благополучно сел, подломил шасси, но сел. И крепко призадумался о надёжности вообще. Отсюда у него такая мысль: "А может как-нибудь, дублировать всё-таки силовой агрегат? Если в один двигатель, там комар попал, ещё какой-то момент, хоть на одном моторе" 

И вот так пришёл к такому мнению. 

 

Сначала появился самолёт с двумя двигателями. Кстати, некоторые "Илья-Муромцы" в учебных подразделениях были с двумя двигателями. 

Но это

- а) для экономии ресурсов, 

- б) чтобы лётчики, когда учились, понимали прекрасно, что если один двигатель заглох, они воочию ощущали какая экстремальная ситуация. Потому что с четырьмя двигателями, один двигатель когда заглохнет, не такой эффект происходил. 

 

Надо ещё понимать, что с этой темой Сикорский носился, но никто его не понимал.

- "Ребята, слушайте, я разработал схему, это будет просто революция в авиастроении" 

 

Но, на тот момент вообще никто не понимал. Тут ещё к аэроплану относились довольно скептически, а этот паренёк молодой, который, как ему кажется, какую-то революционную схему, и говорит о каких-то чудесах, полётах пяти, десяти человек на одном аэроплане, когда одного-то он с трудом возил. 

 

Поддержку нашёл у одного такого видного деятеля. На Русско-Балтийском заводе была некая конструкторская группа. Руссо-Балт тогда был производством автомобилей. Это были такие респектабельные автомобили того времени, хорошие технологии. То есть, они были конкурентоспособными с европейскими автомобилями. Один из людей, который на этом заводе инновационные технологии собирал, пытался воплотить их в жизнь, был некий господин Михаил Владимирович Шидловский. Он в Первую Мировую получит звание генерал-майора и взглавит эскадру воздушных судов "Илья-Муромец". Это первая эскадра будет. Ему принадлежит, многие говорят Сикорскому, нет, это как раз ему принадлежит вообще формулировка "Бомбардировочная авиация", как нового вида войск. И он поддержал тогда Сикорского, и его экспериментальные самолёты начали строиться на Русско-Балтийском заводе в опытном конструкторском бюро был построен "Русский витязь". У Сикорского была природная жилка менеджера, и он умел преподнести продукт. Достаточно сказать, что после опытных полётов, когда состоялась официальная презентация "Русского витязя", на эту презентацию приехал не, кто-либо, а Николай II. Николаю II понравился проект. Государственная Дума, на тот момент, Российской империи, выделила субсидию на постройку аэроплана. 

 

Самолёт "Русский Витязь" был знаменит тем, что при небольшой модернизации, он совершил революционный перелёт - это был полёт в Киев. Двигатель один забарахлил, остановился, и уже на подлёте к Киеву экипаж попал в бурю воздушную, тем не менее, преодолел её. На тот момент это было какое-то просто сказочное событие. Встречала в Киеве вся светская публика этот самолёт. 

 

Раскрутка этого момента в медиа пространстве того времени прошла революционно. На Западе об этом говорили: "Что это такое? Что русскими создали вообще?"

 

Конечно же, когда пришла Первая Мировая, Сикорский, Шидловский - они были основоположниками и вдохновителями создания бомбардировочной эскадры. Кто служил на этих кораблях - это отдельная тема. То есть, это не то, что была белая кость авиации - это элита была. Это потом, в семнадцатом году уже, в массовом порядке начали обучать именно на такие аэропланы: в конце шестнадцатого - семнадцатом году. А изначально этих людей можно было сравнить с отрядом космонавтов. По престижности это были космонавты. 

 

Достаточно сказать, что самолёт был уникален - на нём было огневых точек несколько. То есть, они не устанавливали стационарный пулемёт. Был один пулемёт стационарный установлен на первых вариантах этого боевого самолёта. Они просто сделали на тот момент люки. То есть, из любого люка можно было высунуться и пострелять. Там были специальные места установлены, турели для пулемётов. Были английские пулемёты с модернизированным рожком. Тогда появился кассетный модернизированный рожок, который потом использовался. Сейчас его можно увидеть в модернизациях ручного пулемёта Калашникова. Русские модернизировали. Англичане поставляли нам другого плана. То есть, русские уже инженеры модернизировали под авиационные. 

 

Изначально лётчики летали. У них инструкция была сбрасывать друг на друга тяжёлые предметы, дротики. Была реальная инструкция: сблизиться с самолётом противника, подняться над ним и сверху сбросить имеющиеся тяжёлые снаряды. То есть, вплоть до гирь сбрасывали. Чуть позже появились дуэли, и когда мы говорим, асы первого периода Первой Мировой войны, - человек сбил девять самолётов. То есть, это были воздушные дуэли, которые стрелялись на пистолетах. Надо было такую позицию избрать, чтобы из пистолета своего противника поразить в воздушном бою. 

 

В начале войны ещё не был изобретён синхронизатор пулемёта. Что такое синхронизатор пулемёта? Если пулемёт был расположен на носу, чтобы прицельно огонь вести, или же из двигателя стрельба велась. Ну это как потом в будущих самолётах Второй Мировой войны. А до этого ещё не было - никто не понял, как это делается. А так, в пятнадцатом году уже и французы изобрели синхронизатор. Но первые это сделали русские. Как обычно у нас бывало, пока военное ведомство разобралось, французы уже запатентовали. И вот, когда появился синхронизатор пулемёта, тогда стало легче уже воевать. Тогда уже воздушные бои происходили. Понятно, когда вылетает огромный самолёт, которым аналога не было, уже был синхронизатор пулемёта, то есть, было сразу желание сбить этот самолёт, потому что, он много вреда доставлял немцам.

 

Артём Войтенков: Он большой.

 

Михаил Кудинов: Он большой, там много бомб было. Бомбы уже сделали увесистые: были там и по тридцать килограмм, но уже были бомбы сто килограмм. А бомбы сто килограмм, это серьёзные снаряд, который разрывался. То есть, основное назначение Муромцев было - они бомбили фортификационные сооружения, крепости бомбили. Очень много они сделали, когда мы взяли крепость Перемышль. То есть, там очень много "Илья Муромцев" испытано. Понятно, что железнодорожные составы бомбили, уже тогда бомбили. 

 

И конечно же, у немцев не было подобия. Чуть позже, в семнадцатом году у них появились бомбардировщики, а тогда не было ничего подобного. Но сбить они его тоже не могли. Почему? Когда они вылетали, они не понимали, как воевать с этим самолётом. Четыре двигателя, его не собьёшь сразу, потом, ещё не понятно, откуда вылезет стрелок, начнёт по тебе стрелять. Откуда бы ты ни подлетел к самолёту:

- Снизу подлетел - открывается люк и оттуда ведётся огонь из пулемётов. 

- Сверху - открывается на плоскостями люк, оттуда стреляют. 

- С хвоста – и там стреляют. 

 

То есть, немцы из-за того, что огромный самолёт щетинился, назвали его Ёж. И между собой у них классификация есть - Ёж. То есть, я иду на Ёж, то есть, я иду против Сикорского. Не многие лётчики называли его просто Сикорский, обычно называли его Ёж. 

 

Гений Сикорского, особенно, гений по менеджменту такого продукта, он же продолжился после того, как человек (трагедия случилась в семнадцатом году, Россия разделилась) без копейки денег уехал в Соединённые Штаты. Сначала уехал в Европу, потом в Соединённые Штаты, там таксовал, и носился вот с этой мыслью, предлагая компаниям: "Смотрите, у меня есть, я могу совершенствовать". А на тот момент он стал задумываться о вертолётах. На первоначальном этапе ему опять помогли русские. 

 

Наш композитор дал ему хорошую сумму в виде субсидий, и сказал: "Если твой гений разовьётся, разбогатеешь, отдашь потом. Так он не только отдал, но и сделал ещё его соучредителем своей компании потом. Потому что, у него действительно был дар менеджера. Сейчас это огромная корпорация "Сикорский" американская, к сожалению. И это один из лучших вертолётов в мире, это признают все. Да, конечно же, это какое-то непонимание было со стороны Советского государства. То есть, Сикорский испугался того, у него были примеры, когда ведущих инженеров, небезызвестного Шидловского просто пустили в расход. Но, вот так получилось.

 

И в советских фильмах присутствуют, по-моему, "Легенда о небе". Они с Туполевым были очень дружны, Сикорский, в молодые времена. И хороший идеологический такой посыл был в советском фильме дан, когда встречаются миллионер Сикорский и советский конструктор, герой социалистического труда, Туполев. И было грамотно сделано в советском фильме: как бы, у человека есть всё в этой жизни, но у него нет Родины. Действительно это было, и Сикорский уже в конце жизни писал, что хоть США и стала второй Родиной, но вот те времена, может быть, это, конечно молодость, как он вспоминал: "Когда ко мне поднимался Николай II, для меня остались самым ярким впечатлением в жизни".

 

Артём Войтенков: Действительно, очень человек необычный, если он придумал первый в мире многомоторный самолёт в двадцать пять лет, всего лишь. Потом он, фактически, придумал вертолёт, и создал одну из крупнейших самолётостроительных, авиастроительных корпораций. И это русский человек.

 

Михаил Кудинов: Да, и надо понимать, что это, наверное, такой уникальный сплав инженерной мысли и такой романтики неба. То есть, он продолжал летать до уже зрелого возраста. То есть, он не бросал летать, даже когда врачи запрещали. То есть, может быть, поэтому он был очень сильный, талантливый конструктор в том понимании, что когда ты сам за штурвалом, за ручкой управления, то может быть, ты ближе становишься к этой машине.

 

Набор текста: Наталья Малыгина

Редакция: Наталья Ризаева

http://poznavatelnoe.tv - образовательное интернет-телевидение

Скачать
Видео:
Видео MP4 1280x720 (121 мб)
Видео MP4 640x360 (47 мб)
Видео MP4 320х180 (26 мб)

Звук:
(3 мб)
Звук 32kbps MP3 (3 мб)
Звук 64kbps MP3 (5 мб)
( мб)

Текст:
EPUB (9.95 КБ)
FB2 (21.94 КБ)
RTF (108.47 КБ)