Как одевались царские летуны

Форма и вооружение первых лётчиков русского воздушного флота.
Первые русские военные лётчики набирались из разных родов войск и имели разную форму.

Контейнер

Смотреть
Читать

Монино

Как одевались царские летуны

Видео http://poznavatelnoe.tv/kak_odevalis_tsarskie_letun

 

Рассказчики:

Георгий Истомин - Московский центр военной истории и культуры "Гвардия"

Денис Минаков - Московский центр военной истории и культуры "Гвардия"

Олег Шухат - Военно-исторический клуб "Чёрные гусары" 

Евгений Шатов - Военно-исторический клуб "Доброволецъ XX век" 

Михаил Кудинов - кандидат исторических наук, руководитель патриотического центра университета "Синергия"

 

Георгий Истомин: На заре нашей авиации, когда авиация только формировалась, не было ещё лётных школ, не было лётчиков как таковых. Это были люди, которые энтузиасты этого дела, которые служили просто в разных частях императорской русской армии, проходили какую-то подготовку и потом уже поступали соответственно в авиационные части и становились лётчиками.

 

Денис Минаков: Пилоты набирались из любителей (в то время уже было модно обучаться лётному делу) из разных родов войск. В основном это были все офицеры, разумеется. Офицеры кавалерии, перешедшие в авиацию. Очень много было кавалеристов, переходивших в авиацию, но были и из пехотных частей, и из моторизованных частей и так далее. 

 

Офицер, прошедший несколько часов лётной подготовки, уже имел право садиться за штурвал или быть в команде (в экипаже). Носил всё тоже самое: сапоги, галифе строевые. Но вот основная отличительная черта - это куртки и шлем лётный.

 

Георгий Истомин: Форма, как правило, была того полка, с какого полка был сам офицер. Поэтому в данном случае на мне сейчас штаны офицера Александрийского гусарского полка, кожаное снаряжение образца 1912 года (стандартное), кожаная куртка, потому что уже тогда лётчики... Поскольку всё-таки летали на фанерных самолётах, и, естественно, наверху было очень холодно. Летать без какой-то защиты было сложно, поэтому придумывали, нашли самый оптимальный вариант - это кожаные куртки. Поэтому они тогда появились впервые, и потом они надолго завоевали популярность и уже авиация без авиационных курток даже не воспринималась.

 

Олег Шухат: Когда ещё не была введена конкретная форма, летуны одевались так, как кому нравилось по сути дела. Общее направление в одежде было, но, тем не менее, пошив был не массовый, пошив был индивидуальный. Поэтому очень сильно разнилась одежда, пока не приняли общий стандарт.

 

Георгий Истомин: Краги, которые защищали в полёте от холода, шлем с очками лётный, который предохранял от ветра (потому что защитные вот эти лопухи), позволял в какой-то степени при падениях: если там жёсткая посадка или что-нибудь ещё, то как-то спасти пилота. Потому что основной травмоопасный орган - это голова.

 

Евгений Шатов: Лётчик, садясь на борт, снимал пилотку, одевал шлем.

 

Георгий Истомин: Там жёсткая внутри конструкция, которая, как каска фактически. Во-первых, она могла спасти от каких-то осколков или каких-то пуль, которые на излёте, рикошет какой-нибудь не очень сильный. Но в основном это для того, (открытые кабины в основном были в самолётах) просто, чтобы голова не замёрзла. Материал вообще – пробка. Тогда ещё не было резины, как потом уже начали использовать. Была пробка, она с одной стороны достаточно лёгкая, а с другой стороны, ещё амортизирующие имеет свойства. И вставлялся, конечно, стальной каркас металлический, который позволял держать форму и защищал.

 

Евгений Шатов: Шлем выполнял две функции: функцию постараться исключить травматизм и функцию согревающую, потому что с голой головой, без головного убора очень трудно на ветру себя комфортно чувствовать.

 

Георгий Истомин: Белый шарф, который на мне, это необходимость, потому что во время полёта... Все, кто хоть мало-мальски знаком с авиацией, знают, что во время полёта надо крутить головой на 360 градусов, потому что не известно, откуда появится противник. И чтобы просто шею не стереть о жёсткий воротник гимнастёрки, повязывали шёлковые шарфы для того, чтобы просто физически не сбить себе, шею не натереть и так далее. Поэтому это - скажем так, такой красивый аксессуар. Когда-то даже выпускали (во многих фильмах такое есть). За счёт потока ветра они такие шарфы за ними тянутся. Но это - скорее, больше такое было пижонство, позёрство. Потому что всегда это всё-таки чревато: может куда-нибудь замотать, намотать, выдернет из кабины и, поэтому, конечно, просто одевали. 

 

А на улице, когда ходили уже на земле, там могли как-то использовать его более красивым образом (повязывать) - ещё такой некий шик. Авиация - это было модное течение, оно только-только начиналось. И поэтому законодатели таких вот традиций, они были в основном офицеры гвардейских полков, ну и тоже такие, из элиты. То есть брали в основном из элитных частей. 

 

Это – свисток, кстати  настоящий, родной - костяной.

Использовался для подачи сигналов, потому что в бою не слышно голоса, а свисток достаточно слышно. 

 

Артём Войтенков (Познавательное ТВ, http://poznavatelnoe.tv): Это кавалеристам положено?

 

Георгий Истомин: Это полагалось всем - и пехота, и кавалерия. 

Сапоги - стандартные. Вообще могли использоваться краги, были тоже даже ботинки. Ботинки, краги - и так, и так (варианты были разные). То есть фактически форма была такая, некая "сборная солянка". И регламентировали её только уже во время войны.

 

Артём Войтенков: Первой мировой

 

Георгий Истомин: Первой мировой, да. Уже где-то в конце 14-го года, когда уже количество самолётов резко увеличилось, количество людей резко увеличилось. То есть война потребовала всё это систематизировать и как бы устаканить это всё дело. Поэтому авиационное командование стало уже на это дело обращать внимание. Ввели форму и приказом 15-го года её утвердили. То есть была чётко утверждена форма для технического состава, форма лётного состава где-то уже в 15-ом году. Но сказать, что прямо все так соблюдали Устав, или вот это положение,  скорее всего, вряд ли. Потому что принять в 15-ом году - это не значит, что все это выполнили. Поэтому могли ходить. Авиация тем и отличалась, что очень разнообразные были всякие предметы военной формы. Например, погоны тоже начали носить на кожаных куртках. Могли использовать ещё какие-то дополнительные аксессуары.

 

Артём Войтенков: Каждый лётчик сам решал - что и как он будет носить?

 

Георгий Истомин: В общем, да. То есть на начальном этапе так и было.

Потому что часто, например, встречаются фотографии, где лётчики в тужурках для "вне строя". Это такие серые, короткие, из серого сукна двубортные куртки. Это полагалось офицерам для "вне строя" - просто где-то гулять на улицах, ещё что-то. А они их использовали. Они были короткие, удобные для того, чтобы сесть в самолёт. И пока не придумали вот эти кожаные куртки (не стали использовать), вот использовали такие, например. То есть всё, что функционально подходило максимально для полётов, то, в общем-то, и используют. Например, положена была шашка офицеру...

 

Артём Войтенков: Кавалеристу.

 

Георгий Истомин: Кавалеристу, да. Шашка - офицеру. Понятно, что он же не будет с шашкой в самолёт залезать. Понятно, что они тут же все практически перешли на кортики на морские, потому что кортик - это удобнее. Потому что, во-первых, это - личное оружие. В случае каких-то: катастрофы или что-то ещё (вынужденные посадки) всегда есть вот это под рукой. Всегда что-то можно подвинтить, подкрутить, что-то подправить. Всё равно какой-то ножик нужен.

 

Денис Минаков: Правильный пилот был ещё немного и мастером, поскольку обслужить самолёт во время внеплановой посадки или в отсутствие техников - это было первостепенной задачей. Самолёты выпускались в штучном практически варианте. И продвинутый пилот должен был знать его устройство и иметь возможность что-то сделать в плане ремонта такого, небольшого.

 

Георгий Истомин: Да и потом где-то там, на вражеской территории, всегда есть, чем защититься. В ближнем бою всегда кортик лучше, чем шашка. То есть, понятно, это заменили мгновенно, просто исходя из той боевой практики, которая велась.

 

Евгений Шатов: Это - форма, которая была присвоена лётчикам, военным лётчикам. Единственное, сейчас у меня на форме нет знака "Военный лётчик", который полагался, и пилоты носили его с гордостью. Это - форма фронтовая. Почему пилотка? Название такое, жаргонное. Шапка - суконная. Сначала было у нижних чинов в авиации, то есть это до фельдфебеля, до подпрапорщика, которые занимались охраной, обслуживанием самолётов, иногда были пилотами.

 

Артём Войтенков: Собственно говоря, и название пилотка произошло вот...

 

Евгений Шатов: Да, вы абсолютно правы. Но лётчикам была положена фуражка. Но с фуражкой манипуляции делать, одев шлем, очень сложно. Поэтому сначала на частной основе, а потом уже, получив приказ, распоряжение о введении суконной шапки подобного образца, лётчикам она очень понравилась. Кстати, потом такая же практически суконная шапка, только без всяких украшений и бархата (только из сукна) называлась гренадерка, ввели в пехотных частях. Звание у меня подпоручик: лётчик-подпоручик, военный пилот.

 

Артём Войтенков: В современной шкале воинских званий (сейчас же нет подпоручика) оно где находится?

 

Евгений Шатов: Давайте прямо по звёздочкам смотреть? Две звёздочки. Что это, как вы думаете?

 

Артём Войтенков: Лейтенант.

 

Евгений Шатов: Лейтенант - соответственно подпоручик. Сшитый знак на погоне "Военный лётчик". Пуговицы на погонах присвоены инженерным частям, и лётным в том числе. Так называемые средние пуговицы "Орёл на топорах".

 

Георгий Истомин: Револьверы - понятно, они были положены. Атаковали друг друга, сходились, как на дуэли. Особенно в ближнем бою, когда патроны уже все израсходовали, просто подлетали и пытались стрелять из револьвера в пилота, чтобы каким-то образом его достать.

 

Денис Минаков: Вооружались кто, чем мог  на тот период. В русской армии были наганы. Я представляю американский образец "Кольт" 911 года как более удобная модель в данном случае, с дальностью стрельбы, превосходящей наган, бОльшим объёмом магазина. Также офицер мог быть "Вальтером" вооружён. Мог не иметь личного оружия поскольку в самолёте имелось вооружение: это - пулемёты для отражения атак и для стрельбы по наземным целям. Но каждый офицер носил оружие в виду того, что можно было произвести вынужденную посадку на территории противника и тогда, в случае покидания самолёта, приходилось обороняться личным оружием. Также в самолёте мог быть комплект, винтовка Мосина в том числе.

 

Михаил Кудинов: Изначально лётчики летали - у них инструкция была, там, сбрасывать друг на друга тяжёлые предметы, дротики всякие. Это действительно так. Была реальная инструкция: сблизиться с самолётом противника, подняться над ним и сверху сбросить имеющиеся тяжёлые снаряды на него, то есть вплоть до гирь сбрасывали. Чуть позже появились дуэли. И когда мы говорим: "Асы первого периода Первой мировой войны". Человек сбил девять самолётов, то  есть это были воздушные дуэли, где стрелялись на пистолетах. Надо было такую позицию избрать, чтобы из пистолета своего противника поразить в воздушном бою.

 

(Поют все вместе): Потому, потому, что мы пилоты

Небо наш, небо наш - родимый дом.

Первым делом, первым делом - самолёты,

Ну, а девушки, а девушки - потом!

Всё!

 

Набор текста: Наталья Альшаева

Редакция: Наталья Ризаева

http://poznavatelnoe.tv - образовательное интернет телевидение

Скачать
Видео:
Видео MP4 1280x720 (176 мб)
Видео MP4 640x360 (69 мб)
Видео MP4 320х180 (37 мб)

Звук:
(3 мб)
Звук 32kbps MP3 (3 мб)
Звук 64kbps MP3 (6 мб)
( мб)

Текст:
EPUB (9.83 КБ)
FB2 (22.76 КБ)
RTF (95.14 КБ)