Война всех против всех

Даже в мирное время идёт скрытая война.
Государства постоянно находятся в состоянии войны, даже когда нет прямых боевых действий - надо готовить армию, вооружать её, разрабатывать новое оружие.
полное видео: 

Контейнер

Смотреть
Читать

Александр Дугин

Война всех против всех

Видео: http://poznavatelnoe.tv/dugin_voina_protiv_vseh 

 

часть их Социологии войны

видео: http://poznavatelnoe.tv/dugin_war 

  

Александр Дугин (философ, политолог, социолог, http://dugin.ru): Когда мы говорим о том, что существует настоящий полноценный суверенитет того или иного государства, только мы произносим слово «суверенитет» и вкладываем в него реальное содержание – мы говорим «возможность войны». Почему? Потому что между одним актором – деятелем международных отношений, национальным государством – и другим не существует вообще никакой промежуточной или наднациональной инстанции, которая в отличие от внутренней политики могла бы призвать к порядку и к решению противоречий мирными средствами. Всё зависит только от баланса сил.

 

Сам суверенитет предполагает возможность войны. Само понятие суверенитета, как отсутствия надсуверенной, более высшей инстанции, делает войну нормативом международных отношений. Это очень принципиальный вопрос. 

Пространство хаоса международных отношений, которое является догматической средой с точки зрения реализма и которое принимают в той или иной степени с определёнными поправками либералы, – это понятие хаоса предполагает, что поле международных отношений (IR, International Relation) является полем войны.

 

По-моему мы говорили о том, что по Томасу Гоббсу определение войны было расширено. Это не только ведение боевых действий, но и:

- подготовка к ведению боевых действий;

- передислокация войск;

- вооружение войск, которые могут принимать участие в войне; 

- обеспечение войск определённым оружием, а это значит развитие определённой индустрии, направленной на то, чтобы войска могли эффективно вести боевые действия;

- дипломатическая проработка этих военных действий, которые могут стать фактом или не стать фактом, наоборот, быть предотвращены с помощью других средств. 

Иными словами государство воюет далеко не только тогда, когда оно воюет. Оно воюет, готовясь к войне. Оно воюет, когда полагает, что по отношению к нему могут быть осуществлены агрессивные действия другого государства, и выстраивает таким образом свою систему безопасности, защиты жизнеобеспечения. Более того, когда оно проводит свою внешнюю политику другими не военными действиями. Оно всё равно воюет, так или иначе: либо готовясь к нападению, либо к защите, либо обеспечивает себе безопасность. 

 

Здесь понятие безопасности является ключевым термином, потому что значение безопасности напрямую связано с понятием опасности. Эта опасность по отношению к суверенному государству вытекает не из агрессивного намерения другого суверенного государства, а гораздо глубже – из самого принципа суверенитета в международных отношениях, который предполагает, что нет той инстанции, которая нормативно могла бы обеспечить мир не для одного участника субъекта и актора мировой политики. 

Почему нет такой инстанции? Это вытекает из принципа самого суверенитета. Наши международные отношения построены на том, что нет инстанций, которые бы легитимным, легальным образом стояли бы выше суверенного государства. Соответственно, если между одним суверенным государством и другим ситуация будет не складываться, война вероятна между одними и другими. Никто никогда не может легально предотвратить войну. 

 

С точки зрения хаоса международных отношений, то есть с точки зрения базового определения структуры международных отношений, основанной на Вестфальской модели суверенитета, война является естественной средой международной политики. Соответственно, если война является естественным состоянием всех акторов мировой политики, значит, существует система угроз для каждого государства потенциально исходящая от каждого государства. Но более вероятная в одном случае, и менее вероятная в другом случае. 

Каждое суверенное государство, будучи суверенным, то есть свободным, несёт в себе потенциальную угрозу для другого суверенного государства просто потому, что нет той инстанции, которая могла бы это сдержать с точки зрения нашего современного политического права, основанного на принципе суверенитета. 

 

Почему тогда сильные не захватили всех слабых? Потому что у слабых есть инструмент альянса. Слабое государство может заключить союз с более сильным или с десятью слабыми государствами. Тогда, определив их понятие друга, дать совместный бой более сильному государству. Потом перестроить этот альянс, если только более сильное не устроит с более слабыми такой альянс, который не позволит слабому выкрутиться таким образом. 

Это и есть международная политикавойна всех против всех с перераспределением ролей. В международной политике нет хороших, нет плохих – есть акторы и национальные интересы. 

 

Соответственно, определение национальных интересов в сфере безопасности обязательно должно учитывать этот военный аспект. Военный аспект государства или система угроз делится на три части: 

1. Анализ угроз или просчёт наиболее вероятных угроз в той или иной ситуации. 

Поскольку потенциальная угроза есть всегда, то задача политической науки и реализация международной политики – высчитать, где она наиболее вероятна. Таким образом, происходит иерархиизация носителей суверенитета из 186 стран, которые существуют сегодня, мы говорим, что России из них угрожают 5-10 стран, и менее вероятно угрожают ещё 10 стан и совсем точно не угрожают ещё 140 стран. Таким образом, приоритеты угроз описываются первоочередным образом.

2. Анализ структуры безопасности. Именно эти приоритеты угроз являются основой теории безопасности или системы безопасности государства.  

Безопасность – это обратная сторона ведения войны. Оборона и наступление – это две стороны ведения войны. Поэтому если есть угроза, а она есть всегда, то всегда должна быть система безопасности, которая направлена для предвосхищения или отражения этой угрозы. Отсюда армия строится не только для нападения вооруженных сил, но и для защиты. 

Когда нам говорят, что армия строится только для защиты – это тоже полная чушь. Потому что только для защиты армии не бывает. Армия строится всегда для защиты и нападения и частично нападение является формой защиты, а в некоторых случаях не нападая невозможно защищаться. Поэтому не существует тех армий, у которых не было наступательных стратегий, и которые не продумывали бы сценарии, при которых им придётся осуществить военную интервенцию на территорию другого суверенного государства. Просто не существует таких стран. 

Поэтому вопрос безопасности и вопрос угрозы на самом деле и тот и другой по сути дела обоюдоострые. Нет стран, которые только нападают, и нет стран, которые только защищаются. Каждая страна оказывается в положении нападающей стороны и защищающейся стороны. Каждая страна должна представлять собой угрозу другой стороне и защищаться от возможной угрозы с другой стороны. Иначе не выстроится никакого международного порядка. 

3. Мониторинг баланса сил в международной политике для того, чтобы точнее конфигурировать свою военную стратегию или внешнюю политику.

Военные угрозы, взятые сами по себе, и ресурсы, диспозитив  безопасности, взятый отдельно в каждом национальном государстве, на самом деле никогда не могут быть абсолютно покрывающими всевозможные угрозы. 

В некоторых случаях при тех или иных дипломатических обстоятельствах может сложиться такая коалиция, которая сделает даже неуязвимую мощь какого-то суверенного государства, открытой для тех или иных ударов. Соответственно необходим постоянный мониторинг баланса сил в международной политике для того, чтобы точнее конфигурировать свою военную стратегию или внешнюю политику, что одно и то же. 

В определённых случаях, когда, например, существует ситуация, что одна страна может реализовать свои национальные, политические интересы, точно просчитанные за счёт другой страны, которая, безусловно, никак не сможет на это ответить чувствительно, война становится наиболее вероятной. Война наиболее вероятна тогда, когда существует дисбаланс.

 

 

Стенограмма видеозаписи подготовлена компанией «Орфографика» (http://орфографика.рф).

http://poznavatelnoe.tv - образовательное интернет-телевидение.

 

Скачать
Видео:
Видео MP4 1280x720 (106 мб)
Видео MP4 640x360 (41 мб)
Видео MP4 320х180 (23 мб)

Звук:
( мб)
( мб)
Звук 64kbps MP3 (5 мб)
( мб)

Текст:
EPUB (7.33 КБ)
FB2 (15.96 КБ)
RTF (127.96 КБ)